ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Close
Ваше имя
Ваш e-mail
Тема
Сообщение

Бугакова Надежда Вениаминовна

Воспитатель 5 группы
Образование высшее педагогическое
Стаж работы 23 лет
Стаж работы в учреждении 10 лет


«Народные игры и забавы в семье»

Во все времена старшие наставляют младших, да и сейчас создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, силу, выносливость человека. Свои особенности есть и в народной традиции и опыте наших предков.
Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, гулянье и вообще веселье . Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Игры – часто именовали: забавами, потехами.. Ведь играя, можно и развеселиться, позабыв хлопоты суматошного дня, перестать горевать или просто отдохнуть и почувствовать в себе радость от игры и живого общения тех, кто рядом с тобой сейчас. Русская народная культура по своему богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее, а самое главное изучения себя настоящего – здесь и сейчас, своих возможностей и сил.
В игре видятся разнообразные стороны Души человеческой, где — то проявление ума иль хитрости, где-то воля и характер, целеустремленность, да и многое другое, но при условии, что игра остается свободной, живой и радующей их участников. Через игру, многие открывают в себе качества, которые помогают чему-то обучить, объяснить, показать или найти новых друзей и знакомых, а, порой, подталкивает на поиск и решение, в игре, новых качеств, способов мышления, действий.
Игра- это основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах для детей, правилах общежития.
В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в семье,в работе с детьми .

«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

«КАК У НАШИХ У ВОРОТ…» ( занятие в средней группе по росписи дымковского коня) Воспитатель ГБДОУ дс 49 г.Санкт-Петербург Бугакова Надежда Вениаминовна.

Познавательно-развивающее занятие по теме «Весна» в средней группе с использованием презентации и элементов здоровьесберегающих технологий.

Цель:Формирование временных представлений: время года «Весна»
Задачи:
— Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
— Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцис, одуванчик)
  • Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
  • воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе, формировать привычку к здоровому образу жизни.
— Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:
  1. Презентация картины «Весна – весняночка»;
  2. Картинки с изображением основных признаков весны;
  3. Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс);
  4. Лист бумаги и фломастеры;
  5. Ложковый театр (заяц, сорока, медведь, белка, лиса, ёж, бобр).

Методические приемы:
беседа-диалог; демонстрация иллюстраций, сигнальных карточек, действий; продуктивная деятельность детей; игровая ситуация; элементы здоровье сберегающих технологий.

Предварительная работа:
✓ наблюдения в природе;
✓ чтение стихотворений о весне;
✓ рассматривание картин и иллюстраций о весне;
✓ отгадывание загадок.

Ход занятия:

Давайте вместе посмотрим в окно,
Такую красоту мы ждали давно:
И небо, и солнце и даже капель,
Синички на ветке звонкая трель!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Грачи прилетели, ручьи зазвенели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети- Весна.
Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (дети объясняют по стихотворению). Что хорошего в том, что наступила весна? А что плохого?
Дети, как вы думаете, почему наступила весна? Снег растаял?
Правильно, потому что солнышко поднялось выше стало ярко светить и греть. И снег растаял . И во что он превратился? В воду. (зарисовать солнце, сосули и капли)
стало солнце пригревать (поднять ладошки вверх)
стали капли стучать
капля- раз, капля- два,
капли медленно сперва.
а потом, потом, потом,
все бегом, бегом, бегом.
Куда делись капельки, талая вода? (часть просочилась в землю, а часть собралась в ручейки)
Побежали ручейки
их попробуй догони.
(зарисовать ручеек)
Побежим и мы за ручейком. Поглядим, как встречает весну лес. Бежим и внимательно смотрим вокруг.
(Игра «Ручеек»- дети обхватывают друг друга и становятся гуськом вдоль весеннего ручья.)
Заглянул ручеек на опушку леса и что же он там увидел? (Показ картины). Весной все просыпается в лесу. Почему? (Солнце светит ярче, греет сильнее). Давайте вместе подумаем, какие изменения в природе происходят весной. А помогут вам мои картинки- загадки.
Ребята, посмотрите, каким стал снег? ( Снег темный, грязный и рыхлый.). Что с ним происходит? Все меньше становится снега, куда ни ступи — все кругом вода. Текут ручьи
Как- будто вся природа спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленой травы.
Из-под снега появилась зеленая травка. На деревьях набухли почки, показались первые зеленые листочки. Точно такие же, как распустились у нас в группе и сейчас украшают ее.
А это кто летит? Правильно, перелетные птицы возвращаются с теплых стран и начинают строить гнезда. Лес наполнился птичьими голосами. Слышите их пение? (грамзапись). Каких вы знаете перелетных птиц? Почему птиц называют пернатыми друзьями? Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах?
Молодцы. Мы сейчас построим для них домики. Как они называются? (своречники)
игра- массаж
Мы без дела не сидим
Домик птичкам мастерим (поглаживание ног ладонями)
Тук-тук-тук! Трам-там-том
Мы построим птичкам дом! (похлопывание по ногам ладошками)
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг (стучим по ногам кулачками)
Быстро быстро застучали
Ловко гвозди забивали (стучим пальчиками)
Тук-тук-тук! Трам-там-том
Вот готов для птичек дом. (поглаживание ног ладонями)
Показ картинки скворечника.
Воспитатель: молодцы, а сейчас мы с вами поиграем

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

(на развитие логического мышления)
Правила игры: если высказывание правильное, то хлопаем
Если высказывание не верное, то топаем
— Бывает ли такое, весной дети катаются на санках.
Весной дети купаются и загорают .
Весной бегут, журчат ручьи.
Весной колхозники убирают урожай.
Весной дети пускают кораблики.
Весной люди одевают пуховики и теплые шапки.
Весной дети встречают Новый год..

Заигрались мы на полянке. А наш ручеек уже заглянул в дремучий лес. В весеннем лесу сыро. Кругом мох да мох. И сосенки растут. Что же это такое? Шум, крик, гам. Что случилось в лесу?
Вон сорока летит- может она знает. (Показ театра ложкового).
Сорока- я сорока- белобока
новость слышала в лесу
На хвосте ее несу.
«Караул, весна пропала!»
Первым зайка прискакал:
«Что случилось, кто кричал!»
Смотрит заяц на сороку:
«Что случилось, белобока?»
«А весны то нет и нет,
Стреке — ке, стреке — ке,
Нет ее нигде, нигде!»
Зайка решил успокоить сороку:
«Пойдем, покажу я весну, белобока.
Смотри , вот медвежья берлога!
Спал медведь в ней зиму долго.
Его уже разбудил ручеек,
Берлогу покинул — он сильно промок.
Весна ручеек тот медведю послала.
Что любит он спать, об этом узнала.
Ежик тоже покинул норку свою,
Гуляет по лесу, ищет еду.
Лисята с лисой на полянке играют.
Снег и лед на речке все тает и тает,
Вот с грачихой грач летает,
Гнездо строить начинают.
Ну, что, белобока, весна или нет?»
Успокоилась сорока:
«Ну , спасибо, тебе серый!
Был зимой ты тоже белый.
Что случилося с тобой? С белкой?
С лисою- красой?
(Что с ними случилось? Вспомните, каким был зайчик зимой? А белочка? А какими они стали? Как вы думаете, почему звери сменили шубки? А кто еще сменил свою шубку?. Что было бы, если бы заяц не поменял шубку? А лиса? )
Вижу, кончилась зима!
Стреке –ке, Ура! Ура!»
Расскажу я всему свету
Что зимы уж больше нету
Поглядите вон весна
По земле идет она.
А где же ручеек? А он побежал дальше и забежал на лужайку. Солнце пригревает все сильнее, и здесь появились первые проталины. Проталины- это место, где растаял снег и видна земля . Как называется место, где растаял снег? Посмотрите на мою проталину- на что она похожа?
Давайте соберем весенние большие слова на большие проталины, а маленькие — на маленькие. (игра «большие- маленькие). Слова: весна, солнце, дерево, трава, почки, листья, птицы, заяц….
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Становись-ка в кружок
Ты со мною мой дружок.
Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх и под музыку кружатся.
Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.. Это первые весенние цветы. Кто вспомнит их названия?
Дети: подснежники.
-Под кустами снег лежит,
Весь истаял и сквозит.
Вот подснежник под ольхой
Он в одежде голубой.
Правильно. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, но с теплыми лучами солнца цветок начинает распускать свои лепестки: приготовьте руку- кисть со сложенными пальцами- бутон. Цветок начинает медленно распускаться: сссссс. Улыбнитесь, покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам- ссссс. Цветок распускается. Подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник — лесной цветок, выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у
Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю, и открыла дорогу Весне. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Давайте украсим нашу лужайку подснежниками.

II часть. Мастер -класс

Из отработанного пластилина скатать шар.
Положить его в горшок. Шар должен закрывать половину горшка.
Из зеленого пластилина скатать небольшие морковки. Из желтого тоже, только немного меньшего размера. Каждого цвета по семь штук.
Соединить зеленые и желтые морковки. Взять коктельную трубочку и одеть на нее получившийся наш двухцветный пластилин, затем аккуратно примазать, чтобы хорошо держался. Таким
же образом сделать все семь трубочек.
Взять одноразовые ложки и отрезать у них ручки.
Берем трубочку-стебель и в зеленую морковку, вставляет обрезанным концом ложку.
Рядом вставляем вторую. И последнюю третью. Так получился цветок с тремя лепестками.
Таким образом, сделали все семь цветков подснежников.
Из зеленой пластиковой бутылки вырезать треугольной формы лист, примерно 15-20 см.
И так семь штук. Пускай листья будут разной длины: большие и маленькие.
Теперь берем по одному цветку и аккуратно вставляем их в пластилиновый шар, который
находится в горшке.
Вокруг подснежников в пластилин вставляем листья.
Получившуюся композицию декорируем зеленой салфеткой, стараясь закрыть дно горшка.
Вот какая у нас получилась красивая лужайка с подснежниками.

Итог.. Рефлексия«Кораблики»(1 минута)
В: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Если вам сегодня было интересно, то поставьте в ручеек красные кораблики. А если вам нравится и не нравится, то желтые кораблики.
Было неинтересно, скучно — посадите синие кораблики.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
А наш ручеек удивился: так много он узнал и увидел, побывал в чаще лесной и на полянке и побежал дальше , спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой реки , а с ним и наши кораблики отправились в дальнее путешествие. Пора возвращаться домой. Давайте пригласим весну, чтобы на наших улицах стало теплее: «Приходи, весна, приходи красна. Ты в гости приходи сама». А для гостей мы с вами споем весеннюю песенку.
ПЕСНЯ «Кораблики».
Made on
Tilda