Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга


Организация питания в детском общеобразовательном учреждении. 


Организация питания дошкольного учреждения и времени пребы­вания в нем ребенка базируется на следующих принци­пах:

• правильная организация режима питания;

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

• соблюдение технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке;

• осуществление ежедневного контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований;

• замена блюд детям аллергикам.

Правильно организованное питание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным факто­ром в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем.

В дошкольном учреждении ежедневно утверждается меню-требование на основании 10-дневного меню, утвержденного социальным питанием. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка.

Дети получают 4 разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, пол­дник.

Врач, старшая медсестра или заведующая ДОУ присутствует при закладке основ­ных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных ка­честв, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются мыть руки. После этого они самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Оно в момент раздачи должно иметь температуру около 70 °С, вторые — не ниже 60 °С.

Во время приема пищи создается спокойная доброжела­тельная обстановка и поддерживается у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят мед­ленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к това­рищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлека­ет, нервирует детей и снижает их аппетит.

Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольши­ми порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нор­мы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребно­сти организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию, не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок система­тически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела, его следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.

Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь.

Доставленные продукты подвергаются санитарному осмотру и бракеражу. Все данные осмотра фиксируют в специальном журна­ле. Перед осмотром продуктов следует ознакомиться с сопроводи­тельными документами, из которых можно получить предвари­тельные данные о продуктах: дате их выпуска, условиях хране­ния, сроках реализации. Эти данные особенно важны при поступ­лении скоропортящихся продуктов: мяса, рыбы, молока и т.п. Бракераж продуктов производят при приеме их с базы в кладовую при поступлении.

Качество продуктов оценивает медицинский работ­ник детского учреждения и повар. При малейшем подозрении на недоброкачественность того или иного продукта составляется акт и такие продукты возвращаются на базу.

При приеме мяса обращают внимание на наличие документов, гарантирующих качество мяса. Мясные продукты хранят в холодильниках.

Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи. 


Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи пра­вильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огур­цы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.

Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть веденными приборами, набивать полный рот пищей и разгова­ривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Детям в возрасте от 2-х до 3-х лет перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

1  раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

Санитарно – гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольном учреждении. 


Доставка и хранение продуктов питания находятся под строгим контролем заведующего и медицинских работников, кладовщика дошкольного учреждения, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи. Дошкольное учреждение обеспечено холодильными камерами, кладовыми для хранения сухих продуктов, таких, как мука, сахар, крупы, макароны, кондитер­ские изделия, и для овощей. Складские помещения и холодиль­ные камеры содержатся в чистоте и хорошо проветриваются.