Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга


ПИСЬМО от 28 октября 2014 г. N ВК-2270/07 О СОХРАНЕНИИ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Советы родителям первоклассников и педагогам, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья но образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Сегодня многие страны мира признают, что наиболее перспективным является включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьное пространство по месту жительства.

Федеральный государственный образовательный стандарт РФ поставил задачу обеспечить “равные возможности получения качественного начального общего образования” для всех поступающих в школу первоклассников. Это означает, что школа должна обеспечить условия для освоения основной образовательной программы и индивидуального развития всех обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными трудностями в развитии: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Что нужно знать о детях с ОВЗ для обеспечения индивидуального развития и учитывать при создании образовательной среды в школе и дома, а также как обеспечить успешную адаптацию? Эти и другие вопросы возникают у родителей и учителей первоклассников с ОВЗ.

Представленные ниже советы призваны помочь педагогам и родителям организовать обучение детей с ОВЗ в не специализированных образовательных учреждениях.

Для обеспечения успешной адаптации в первую очередь необходимо учитывать характер имеющихся у ребенка нарушений. Родителям нужно организовать сопровождение ребенку как медицинскими специалистами, так и педагогами (логопед, педагог-психолог, педагог-дефектолог). Для повышения эффективности оказываемой помощи, необходима компклексность, поэтому чрезвычайно важно осуществление взаимного подхода родителями и учителем, сопровождающим педагогом, доктором с учетом особенностей развития ребенка.

У ребенка с нарушениями слуха сопутствующим является нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У него наблюдаются трудности с ориентацией в пространстве и координацией движений. Такой ребенок запоминает тексты дословно, употребляет в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, его словарный запас беден. Однако при этом ребенок с нарушениями слуха хорошо воспринимает устную речь зрительно (чтение с губ).

Родители ученика с нарушениями слуха при необходимости должны приобрести слуховые аппараты и регулярно проверять их рабочее состояние.

Учителю, обучающему ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, рекомендуется:

— посадить ребенка за первую парту;

— не поворачиваться спиной к обучающемуся;

— чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

— разрешать ребенку оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

— широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

В ходе учебно-познавательной деятельности ребенок с нарушениями зрения испытывает трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для этого ребенка характерным является низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.

Родители ученика с нарушениями зрения при необходимости должны приобрести очки и регулярно проходить с ребенком лечебно-восстановительные процедуры.

Специфика обучения слабовидящего ребенка проявляется в следующем:

— применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов;

— во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки;

— положительное влияние на поддержание работоспособности и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящий ребенок не должен выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.

Ребенок с задержкой психического развития

– это преимущественно ребенок с нормой интеллекта, у которого чаще всего отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что этот ребенок, несмотря на его возможности, не достигает в школе желаемых результатов.

Родители по необходимости организуют посещение ребенком занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Учителю, у которого в классе есть ученик с задержкой развития, нужно:

— следить за успеваемостью обучающегося: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

— посадить ребенка за первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

— поддерживать ребенка, развивать в нем положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то сделано неправильно;

— разрешать обучающемуся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для него опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

— обучать структурированию учебных действий.

Ребенок с нарушениями речи

— это ребенок, имеющий отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Родителям необходимо прислушиваться и следовать советам логопеда и учителей, выполнять домашние задания по рекомендации. Родители могут сами развивать речь ребенка:

— больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.;

— внимательно вслушиваться в речь ребенка и поправлять неправильно произносимые слова, неправильно построенные предложения.

Учителю во время учебной деятельности, с помощью специальных упражнений необходимо проводить профилактику возникновения нарушений письменной речи.

Ребенку с гиперактивностью свойственно постоянное возбуждение, невнимательность, непоседливость. Этот школьник на уроке постоянно занят своими делами, его трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Гиперактивному ребенку свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Поэтому при организации учебного процесса необходимо:

— использовать смену видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

— реализовывать двигательную потребность ребенка (выполнять поручения учителя, требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

— снизить требования к аккуратности на первых этапа  обучения;

— выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

— использовать четкие и немногословные инструкции;

— избегать категорических запретов.

Основным приемом в оказании помощи в регуляции поведения со стороны родителей является организация режима дня и мероприятий для реализации двигательной активности ребенка. При необходимости пролечить медикаментозно в соответствии с назначениями врача-невролога.

У ребенка с двигательными нарушениями( нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич) происходит замедленное формирование произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы. Его познавательное развитие характеризуется истощаемостью психических процессов.

Родителям необходимо обеспечить своевременную комплексную лечебно-восстановительную помощь, использовать специальные средства для восстановления функций (ортопедическая обувь, стельки, корсеты).

Для профилактики нарушений внимания и работоспособности учителю необходимо:

• дозировать интеллектуальную нагрузку;

• использовать двигательные разминки и специальные релаксационные

упражнения;

• предъявлять на уроках специальные методики и приемы с учетом характера заболевания.

На сегодняшний день вопрос обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является актуальным. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ОВЗ здоровья неуклонно растет. Кроме того в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в школьное пространство.

Из-за стереотипов и предрассудков в школьной среде, детям с ОВЗ часто трудно освоиться в коллективе сверстников. В адаптации в социуме незаменимую помощь может оказать педагог-психолог и учитель. Работа психолога должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание учитель должен обращать на формирование межличностных отношений между ребятами с ОВЗ и их сверстниками, помогать решать этические и правовые проблемы.