Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга


Бугакова Надежда Вениаминовна

Новый рисунок (2)

Воспитатель 5 группы

Образование высшее педагогическое

Стаж работы 20 лет

Стаж работы в учреждении 7 лет

 

 

 

 

 

Познавательно-развивающее занятие по теме «Весна» в средней группе с использованием презентации и элементов здоровьесберегающих технологий.

 

Цель:Формирование временных представлений: время года «Весна»

Задачи:

— Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

— Повторить  с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцис, одуванчик)

  • Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
  • воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе, формировать привычку к здоровому образу жизни.

— Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация картины «Весна – весняночка»;
  2. Картинки с изображением основных признаков весны;
  3. Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс);
  4. Лист бумаги и фломастеры;
  5. Ложковый театр (заяц, сорока, медведь, белка, лиса, ёж, бобр).

 

Методические приемы:

беседа-диалог; демонстрация иллюстраций, сигнальных карточек, действий; продуктивная деятельность детей; игровая ситуация; элементы здоровье сберегающих технологий.

 

Предварительная работа:

✓ наблюдения в природе;

✓ чтение стихотворений о весне;

✓ рассматривание картин и  иллюстраций о весне;

✓ отгадывание загадок.

 

Ход занятия:

Давайте вместе посмотрим в окно,

Такую красоту мы ждали давно:

И небо, и солнце и даже капель,

Синички на ветке звонкая трель!

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Грачи прилетели, ручьи зазвенели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Дети- Весна.

Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (дети объясняют по стихотворению). Что хорошего в том, что наступила весна? А что плохого?

Дети, как вы думаете, почему наступила весна? Снег растаял?

Правильно, потому что солнышко поднялось выше  стало ярко светить и греть. И снег растаял . И во что он превратился? В воду.  (зарисовать солнце, сосули и капли)

стало солнце пригревать  (поднять ладошки вверх)

стали капли стучать

капля- раз, капля- два,

капли медленно сперва.

а потом, потом, потом,

все бегом, бегом, бегом.

Куда делись капельки, талая вода? (часть просочилась в землю, а часть собралась в ручейки)

Побежали ручейки

их попробуй догони.

(зарисовать ручеек)

Побежим и мы за ручейком. Поглядим, как встречает весну лес. Бежим и внимательно смотрим вокруг.

(Игра «Ручеек»- дети  обхватывают  друг друга и становятся гуськом вдоль весеннего ручья.)

Заглянул ручеек на опушку леса и что же он там увидел? (Показ картины). Весной все просыпается в лесу. Почему? (Солнце светит ярче, греет сильнее). Давайте вместе подумаем, какие изменения в природе происходят весной. А помогут вам мои картинки- загадки.

Ребята, посмотрите, каким стал снег? (  Снег темный, грязный и рыхлый.). Что с ним происходит? Все меньше становится снега, куда ни ступи — все кругом вода.  Текут ручьи

Как- будто вся природа спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленой травы.

Из-под снега появилась зеленая травка. На деревьях набухли почки, показались первые зеленые листочки. Точно такие же, как распустились у нас в группе и сейчас украшают ее.

А это кто летит? Правильно, перелетные птицы возвращаются с теплых стран  и начинают строить гнезда.  Лес наполнился птичьими голосами. Слышите их пение? (грамзапись).   Каких вы знаете перелетных птиц? Почему птиц называют пернатыми друзьями? Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах?

Молодцы. Мы сейчас построим для них домики. Как они называются? (своречники)

игра- массаж

Мы без дела не сидим

Домик птичкам мастерим   (поглаживание ног ладонями)

Тук-тук-тук! Трам-там-том

Мы построим птичкам дом! (похлопывание по ногам ладошками)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Молоток наш верный друг (стучим по ногам кулачками)

Быстро быстро застучали

Ловко гвозди забивали (стучим пальчиками)

Тук-тук-тук! Трам-там-том

Вот готов для птичек дом. (поглаживание ног ладонями)

Показ картинки скворечника.

Воспитатель: молодцы, а сейчас мы с вами поиграем

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

(на развитие логического мышления)

Правила игры: если высказывание правильное, то хлопаем

Если высказывание не верное, то топаем

— Бывает ли такое, весной дети катаются на санках.

Весной дети купаются и загорают .

Весной бегут, журчат ручьи.

Весной колхозники убирают урожай.

Весной дети пускают кораблики.

Весной люди одевают пуховики и теплые шапки.

Весной дети встречают Новый год..

 

Заигрались мы на полянке. А наш ручеек уже заглянул в дремучий лес. В весеннем лесу сыро. Кругом мох да мох. И сосенки растут. Что же это такое? Шум, крик, гам. Что случилось в лесу?

Вон сорока летит- может она знает. (Показ театра ложкового).

Сорока- я сорока- белобока

новость слышала в лесу

На хвосте ее несу.

«Караул, весна пропала!»

Первым зайка прискакал:

«Что случилось, кто кричал!»

Смотрит заяц на сороку:

«Что случилось, белобока?»

«А весны то нет и нет,

Стреке — ке, стреке — ке,

Нет ее нигде, нигде!»

Зайка решил успокоить сороку:

«Пойдем, покажу я весну, белобока.

Смотри , вот медвежья берлога!

Спал медведь в ней зиму долго.

Его уже разбудил ручеек,

Берлогу покинул — он сильно промок.

Весна ручеек тот медведю послала.

Что любит он спать, об этом узнала.

Ежик тоже покинул норку свою,

Гуляет по лесу, ищет еду.

Лисята с лисой на полянке играют.

Снег и лед на речке все тает и тает,

Вот с грачихой грач летает,

Гнездо строить начинают.

Ну, что, белобока, весна или нет?»

Успокоилась сорока:

«Ну , спасибо, тебе серый!

Был зимой ты тоже белый.

Что случилося с тобой? С белкой?

С лисою- красой?

(Что с ними случилось? Вспомните, каким был зайчик зимой? А белочка? А какими они стали? Как вы думаете, почему звери сменили шубки? А кто еще сменил свою шубку?. Что было бы, если бы заяц не поменял шубку? А лиса? )

Вижу, кончилась зима!

Стреке –ке, Ура! Ура!»

Расскажу я всему свету

Что зимы уж больше нету

Поглядите вон весна

По земле идет она.

А где же ручеек? А он побежал  дальше и забежал на лужайку. Солнце пригревает все сильнее, и здесь  появились первые проталины. Проталины- это место, где растаял снег и видна земля . Как называется место, где растаял снег? Посмотрите на мою проталину- на что она похожа?

Давайте соберем весенние большие слова на большие проталины, а маленькие — на маленькие. (игра «большие- маленькие). Слова: весна, солнце, дерево, трава, почки, листья, птицы, заяц….

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Становись-ка в кружок

Ты со мною мой дружок.

Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                       Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,                       «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,                          Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                     Тянутся на цыпочках, руки вверх и под музыку кружатся.

Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.. Это первые весенние цветы. Кто вспомнит их названия?

Дети: подснежники.

-Под кустами снег лежит,

Весь истаял и сквозит.

Вот подснежник под ольхой

Он в одежде голубой.

Правильно. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, но с теплыми лучами солнца цветок начинает распускать свои лепестки: приготовьте руку- кисть со сложенными пальцами- бутон. Цветок начинает медленно распускаться: сссссс. Улыбнитесь, покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам- ссссс. Цветок распускается. Подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник — лесной цветок, выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у

Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю, и открыла дорогу Весне. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

 

Давайте украсим нашу лужайку подснежниками.

 

II часть. Мастер -класс

 

Из отработанного пластилина скатать шар.

Положить его в горшок. Шар должен  закрывать половину горшка.

Из зеленого пластилина скатать небольшие морковки. Из желтого тоже, только немного меньшего размера. Каждого цвета по семь штук.

Соединить зеленые и желтые морковки. Взять коктельную трубочку и одеть на нее получившийся наш двухцветный пластилин, затем аккуратно примазать, чтобы хорошо держался. Таким

же образом сделать все семь трубочек.

Взять одноразовые ложки и отрезать у них ручки.

Берем трубочку-стебель и в зеленую морковку, вставляет обрезанным концом ложку.

Рядом вставляем вторую. И последнюю третью. Так получился цветок с тремя лепестками.

Таким образом, сделали все семь цветков подснежников.

Из зеленой пластиковой бутылки вырезать треугольной формы лист, примерно 15-20 см.

И так семь штук. Пускай листья будут разной длины: большие и маленькие.

Теперь берем по одному цветку и аккуратно вставляем их в пластилиновый шар, который

находится в горшке.

Вокруг подснежников в пластилин вставляем листья.

Получившуюся композицию декорируем зеленой салфеткой, стараясь закрыть дно горшка.

Вот какая у нас получилась красивая лужайка с подснежниками.

 

  1. Итог.. Рефлексия«Кораблики»(1 минута)

В: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Если  вам сегодня  было  интересно,  то поставьте в ручеек  красные  кораблики. А если вам  нравится  и не  нравится, то  желтые кораблики.

Было     неинтересно, скучно —   посадите   синие  кораблики.

Ребята, я вижу, что вам понравилось.

А наш ручеек удивился: так много он узнал и увидел, побывал в чаще лесной и на полянке и побежал дальше , спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой реки , а с ним и наши кораблики отправились в дальнее путешествие. Пора возвращаться домой. Давайте пригласим  весну, чтобы на наших улицах стало теплее: «Приходи, весна, приходи красна. Ты в гости приходи сама». А для гостей мы с вами споем весеннюю песенку.

ПЕСНЯ «Кораблики».