Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Кудрявцева Ирина Васильевна


IMG_8183.-1JPG

Логопед 4 группы

Образование высшее педагогическое: окончила с отличием Санкт-Петербургский Институт Специальной педагогики и психологии  по специальности «логопедия» в 2001 году. Учителем – логопедом работает с 2000 года. На должность учителя-логопеда в ГБДОУ Детский сад №49 Красносельского района поступила в 2003 году. Имеет высшую квалификационную категорию. Педагогический стаж 14 лет.

В каком возрасте и как проявляются признаки значительной задержки речевого развития?
 
 Возраст  Симптомы
 1 год Мало лепечет
 1,5 года Не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы: «возьми», «дай» и т.п.
 2 года Произносит несколько отдельных простых слов («мама», «баба»); не пытается повторять слова.
 2, 5 года Не знает названий окружающих предметов и частей тела; не может по просьбе показать на знакомый предмет; не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай чашку»); ребенка часто неправильно понимают.
 3 года  Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не различает прошедшее и будущее время.

 

Большие тревоги маленьких детей 
 
У доски неуверенный в себе первоклашка теряет дар речи, а на перемене горько оплакивает каждую неудачу. Как поддержать малыша и помочь ему справиться с тревогами?
Малыши бывают разные – одни смело лезут в любую лужу, а другие боятся продавца мороженого и воздушных шаров. Одни активно завоевывают мир, а другие обустраивают свой уютный уголок или норку. А есть такие дети, для которых любой самостоятельный шажок – это огромное дело! Причем, настолько опасное и непредсказуемое, что лучше за него даже не браться. Эти ребята боятся не только злого бабайки, но и любого взрослого, с опаской встречают новое, не доверяют даже себе и вообще-то не ждут от мира ничего хорошего.
Психологи связывают такое детское поведение с высоким уровнем тревожности. Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А базовая тревога является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.
Ситуативную тревогу могут вызвать самые разные явления и события. Для детей с устойчивой нервной системой травмирующими ситуациями могут быть: развод родителей, переезд, тяжелая болезнь или другие изменения (даже такие радостные, как рождение братика или сестрички). Пошатнуть доверие к миру у малышей с неустойчивой нервной системой может даже мелочь – если эта мелочь была для ребенка важна. Внезапное изменение планов, перестановка мебели, новая кофта вместо любимой водолазки – любое из этих событий может вызвать у ребенка большую тревогу.
Наличие базовой тревоги означает, что ребенку трудно положиться на мир, довериться обстоятельствам и ожидать чего-то хорошего. Такой малыш очень ценит постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Тревожный ребенок не уверен в себе, боится совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняет задания в ситуации дефицита времени – например, когда нужно решить задачку быстрее всех. Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, когда нужно в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и познакомиться с огромным количеством новых детей. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации и успешной учебы. А если малыш еще и предъявляет к себе повышенные требования (например, учиться хорошо и радовать маму), то первые неуспехи в школе становятся настоящей трагедией!
Для улучшения самочувствия тревожного ребенка требуется длительная психологическая работа со всей семьей. Однако жизнь диктует свои правила и ребенок-первоклашка успеет возненавидеть школу, пока эта работа даст свои первые результаты. Поэтому для коррекции тревожности специалисты рекомендуют комплексный подход: кроме занятий с психологом очень полезны соблюдение режима дня, спортивные занятия для снятия эмоциональной нагрузки и прием детских успокаивающих препаратов.
Как помирить ребенка с детским садом 


Ребенок достиг 3-летнего возраста, и пришло время отправить его в детский сад. Сам он пока не понимает, что его ждет, и, возможно, даже с оптимизмом готовится к переменам в жизни, к новому общению и играм с другими детьми. Мама предвкушает возвращение к профессиональной деятельности. У бабушки появится масса свободного времени. Казалось бы — все идет своим чередом. Почти все мы прошли через это в детском возрасте (и забыли, какой же это стресс для неокрепшей детской психики!).

Ну вот, свершилось: ребенок уже несколько дней посещает детский сад, только радостным он не выглядит. Даже наоборот — стал замкнутым и молчаливым, почти не улыбается, плохо ест, с трудом засыпает, и тут же просыпается, вскрикивая. Знакомая картина? Связано это с тем, что у большинства детей адаптация к детскому саду проходит непросто. Психологи даже выделяют степени адаптации: от легкой до тяжелой.
Если к малышу через пару недель возвращается оптимизм, он начинает делиться какими-то радостными впечатлениями и чаще улыбаться, можно предположить, что адаптация состоялась, и пришло время вздохнуть с облегчением. Но если малыш в первый месяц заболел или просто отреагировал повышением температуры, стоит заподозрить тяжело протекающую адаптацию. В этом случае ребенок нуждается в вашей помощи и успокаивающих препаратах, потому что длительный стресс вреден для детского здоровья, он подрывает защитные силы организма и снижает сопротивляемость инфекциям.

Что же происходит с ребенком, перешагнувшим порог детского сада и оставшегося там без мамы — главного витамина его жизни? А чувствует он панику, растерянность, желание убежать куда-нибудь, спрятаться от этих страшных детей, с которыми уже не хочется играть. Да и какой нормальный человек будет интересоваться игрушками и новыми знакомствами, когда от страха забываешь, как завязывать шнурки и расстегивать рубашку. Но детская психика достаточно гибкая, и через пару недель малыш забывает о своих тревогах и сам ищет новых друзей.
Итак, как же смягчить адаптацию и помочь малышу пережить вхождение в новую жизнь с наименьшими потерями?

Несколько советов родителям:

  • Настраивайте ребенка на позитивное отношение к детскому саду, расскажите, как ему будет весело с новыми друзьями.
  • Не обсуждайте при ребенке свои переживания и опасения по поводу детского сада.
  • Постарайтесь создать для ребенка спокойную атмосферу дома.
  • Не нагружайте его нервную систему излишними впечатлениями: походы в гости, компьютерные игры перед сном, телепередачи.
  • Одевайте ребенка по погоде, чтобы он не замерзал и не перегревался.
  • Посоветуйтесь с врачом, какие физиотерапевтические процедуры сделают ребенка более уравновешенным и спокойным.Спокойный, уверенный в себе малыш открыт для знакомства с огромным миром, окружающим его. Отсутствие боязливости и тревожности – лучшие условия для развития и получения новых навыков.