Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга


Строкова Лариса Петровна

_MG_2720

 

Воспитатель логопедической группы №4

Педагогический стаж 33года

Стаж работы в данном учреждении 33 года

Победитель районного конкурса «Воспитатель года» в 2009 г

Награждена почетной грамотой Министерства Образования РФ

 

 

посмотреть презентацию к проекту  «Этот огромный мир»презентация

 


КАК ВОСПИТАТЬ ПОСЛУШАНИЕ

Послушание – залог дисциплинированности. При разумном воспитании оно формируется рано. Послушание – не бездумное, а активное, осознанное подчинение ребенка воле взрослых, поэтому родители должны добиваться беспрекословного подчинения любому их требованию. Конечно, легко требовать слепого послушания, чем осмысленного детьми выполнения указаний взрослого.

— Мама, можно я пойду к Вале? — просит дочь.

— Нельзя.

— Можно мы с тобой поиграем?

-Нет, нельзя!

-Ну, почему нельзя?

-Потому что нельзя! Заладила всё почему да почему! – отвечает раздраженная мать.


А ведь для осознанного послушания взрослые должны обосновать свои требования. Ребенок должен понять, что наш запрет – справедливый закон, которому надо подчиняться не из-за страха наказания, а из-за его разумности. Ребенок, приученный считаться с мнением близких, в дальнейшем будет ценить их советы. Мнение родителей в глазах ребенка всегда весомо и значительно. Оно служит побуждающим мотивом в выборе действий и поступков. Плохо, если малыш испытывает противоречивость мнений членов семьи: мама разрешила – папа отменил, бабушка похвалила – дедушка осудил.

Хочется напомнить родителям истину: требования, предъявляемые к детям старшими членами семьи, должны быть едины.

Взрослым нелишние задавать себе почаще такие вопросы: случается ли так, что требование, предъявляемое к детям, для себя мы считаем необязательным? Последовательны ли мы в своих требованиях? Не допускаем ли двойную мораль? Всегда ли мы разумно требовательны, не меняем ли требования? Всегда ли мы правы, требуя выполнить распоряжение сейчас же, немедленно?

Важно учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Одному достаточно только подсказать, другому необходимо запретить, третьего важно проверить, а иной поймет с первого взгляда.

Родителям нужно предвидеть возможные отклонения в поведении ребенка и уметь предупредить их. Зная о том, что сын войдет в автобус и захочет тут же сесть, даже если нет свободного места, родители должны напомнить: «Ты не забыл, как должен себя вести в автобусе? Если тебе будут уступать место, поблагодари, откажись – ты уже большой, должен сам уступать место другим».

Реакция ребенка зависит и от того, каким тоном отдано распоряжения. Родителям необходимо владеть всеми оттенками интонации, знать, когда, при каких условиях лучше говорить тем или иным тоном. Расшалившегося малыша лучше всего успокоит твердый, спокойный голос.

Почему ребенок одного слушается с первого слова, а другому не подчиняется даже после окрика? Значит, окрик стал нормой общения для этого ребенка. Если можно словесное замечание заменить жестом или взглядом, то лучше так и сделать. Чем реже используются словесные замечания, тем весомее родительское слово.

Необходимо убедить ребенка в том, что он может и должен вести себя хорошо. Разумеется, не всегда он будет действовать так, как предполагают родители. Главное – нельзя допускать, чтобы у детей накапливался опыт непослушания. Важно, чтобы дети распоряжения родителей воспринимали как обязательными к исполнению. В таком случае не придется прибегать к наказаниям.

У некоторых родителей бывает так: накажут ребенка и тут же требуют, чтобы малыш просил прощения. Выходит, что наказание сводится к тому, чтобы заставить малыша сказать: «Я больше не буду». В таких случаях ребенок делает неправильный вывод: что бы он ни натворил, — простят, стоит только проговорить: «Я больше не буду». У ребенка развивается легкое отношение к поступкам, к наказанию и извинению.

Родителям же следует довести до сознания ребенка неприглядность его поступка. Не лишнее спросить, понял ли он, за что был наказан, предложить, не торопясь осмыслить вину.

Добиваясь послушания детей, мы, взрослые, сами должны быть правдивы, непримиримы к фальши, лжи, обману, потому что для ребенка слово взрослого весомо лишь тогда, когда оно подкреплено личным примером.