Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский.
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
1. Кинезитерапия. Здесь мы используем такие приемы как «Колечко», «Кулак – ребро- ладонь», «Счет», «Подъемный кран» и другие.
2.Тестотерапия. Тестопластика – это лепка из соленого теста.
3.Бумагопластика. Бумага — это один из самых простых доступных материалов. Используется различная по толщине и качеству бумага. Из бумаги можно сделать изделия из полосок, изделия в технике аппликация, папье –маше, оригами.
4.Песочная терапия. В песке можно не только строить замки, но и рисовать песком в специальных светящихся песочницах, играть мелкими игрушками по различным сценариям.
5. Пальчиковые игры. Это инсценировка каких — либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей.
6. Графические работы. Штриховки, раскрашивания и обведение фигур по контуру. Упражнения в штриховке способствует укреплению мышц руки, выработки умения действовать по заданным правилам.
7. Су – Джок терапия. Данная методика очень эффективна для активизации точек на руках при помощи шарика, грецкого ореха, карандаша, «четок», массажных эластичных колец.
8. Массаж. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.
9. Упражнения с предметами (пуговицами, бусами). Эффективным пособием для тренировки руки дошкольника признаны бусы(нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины). Благодаря «пуговичному» массажу активизируется так называемый «монуальный интеллект».
10. Мозаика и пазлы. Выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, всевозможные конструкторы, строительные материалы.
11. Рамки М. Монтессори. Классическое пособие Монтессори — педагогики – набор различных видов застежек (пуговицы, пряжки, крючки, «молнии», булавки, кнопки, шнуровки).
12. Прищепки. Использование пластмассовых бельевых прищепок разного цвета, размера и формы для развития мелкой моторике рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений.
13. Шнурки, шнуровки. Это идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развитие глазомера, незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движения.
Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.
Мышечная структура пальцев рук и развитие мелкой моторики у детей происходит, когда этому уделено должное внимание и отведено достаточное количество времени. Проводя занятия с дошкольниками необходимо учитывать их эмоциональное состояние, настроение и способности. Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что если есть фантазия, то занятие для рук всегда найдётся.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Бывает такая ситуация:
Два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворение, поет песенку (он их знает немало: мама ему пела). А попытки обратиться ко второму с теми же вопросами кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили больше времени для занятий со своими детьми.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики (АГ) подбираются с учетом тех движений и положений органов арт. аппарата, в результате которых образуются необходимые для ребенка звуки.
Самым подвижным органом является язык. От его работы зависит качество произносимых звуков.
Также в образовании звуков большую роль играет и верхняя и нижняя губа. Вытянули губы – образовалась трубочка для звука «у», округлились – бублик для звука «о», растянулись в улыбке – для звука «и». Меняя положения (открывание — закрывание) нижней челюсти мы увеличиваем объем полости рта, что особенно важно при произнесении гласных звуков.
Мягкое небо провисая способствует тому, что в речи все звуки приобретают носовой оттенок (что недопустимо). В одних случаях мягкое небо должно подниматься, а в других опускаться. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а друг за другом и органы артикуляции должны быстро менять свое положение.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.
При образовании каждого звука органы артикуляции занимают определенное положение, поэтому при постановке звуков логопед отбирает необходимые упражнения, подбирая их в определенной последовательности.
Проводить арт. гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, закрепились они и становились прочными.
Выполняют арт. гимнастику от 3-7 минут, повторяя каждое данное упражнение несколько раз. Выполнять арт. гимнастику необходимо сидя, желательно перед зеркалом или сидя друг перед другом, чтобы ребенок мог видеть свою и вашу артикуляционную позу, мог контролировать свои движения.
Нельзя говорить, что ребенок выполняет упражнение неверно – это может вызвать полное нежелание выполнять упражнения. Покажите, подбодрите ребенка, введите упражнение в игру: «язычок отправился в гости».