ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Close

Яковлева Галина Георгиевна

Воспитатель логопедической группы
Педагогический стаж 45 лет




«Как научить ребёнка читать?»

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно , следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.
Вот самые простые игры со звуками.
  • Игра «Назови первый звук в слове» или «Придумай слово» Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
  • Вот игра посложнее: игра «Цепочка слов». Вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос» «санки» — «игла» и т.д.
  • Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п ?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
  • А как любят играть дети со Звукоедиком!
Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах:«сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.
  • В этом вам поможет игра «Дом звуков».
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,— и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т,удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…
  • играть в «Эстафету звуков».
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.
  • Здесь может помочь игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.
Использование разнообразных форм работы с родителями.
Цель данной рекомендации — познакомить широкий круг дошкольных педагогов с использованием современных форм работы с родителями.
На современном этапе развития нашего общества предъявляются высокие требования к улучшению семейного воспитания. Повышение эффективности воспитания зависит от условий ДОУ, школы, общественности и семьи.
Успех в воспитании детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Педагоги призваны убедить родителей в необходимости правильного воспитания в раннем возрасте, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье ребенок получает первый опыт взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как дошкольные учреждения, школы, после чего социализация личности ребенка начинает происходить по двум важнейшим каналам, эти каналы должны быть как можно более согласованными для успешного усвоения ребенком социального опыта.
Важнейшим условием развития ребенка в ДОУ является активное включение родителей в учебно-воспитательньий процесс.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одно от другого, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Взаимодействие педагогов с родителями является не только условием развития ребенка, родители в данном случае выступают и объектом педагогического воздействия. Главными воспитателями детей в дошкольном возрасте являются родители. Сформировать у родителей необходимую базу — одну из важнейших задач педагогов. Она реализуется через ознакомление их с возрастными особенностями детей, оздоровление и т.д.
Педагогическое образование осуществляется как в коллективной, так и в индивидуальной форме. Система взаимодействия с семьей должна быть построена с учетом открытости, информированности, стимулирования родителей к сотрудничеству.
Образовательное пространство ДОУ должно позволять родителям стать союзниками, партнерами детей и педагогов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт дошкольных учреждений, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и ДОУ в интересах творческого развития личности должно осуществляться через различные формы работы с родителями, как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальные формы работы это:
— беседы с родителями,
— консультации,
— посещение семьи ( при выполнение этого пункта важно соблюдать следующие правила
* не приходить в семью без предупреждения,
* не планировать свой визит более чем на 5-15 минут, чтобы не быть обременительным,
* не вести беседы стоя у входа, в верхней одежде,
* родители могут растеряться придите к ним на помощь,
* нельзя вести беседу в агрессивных тонах,
* не поучайте родителей, а советуйте,
* желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.)
Групповые формы работы с родителями это:
  • Собеседование
  • День открытых дверей
  • Родительское собрание
  • Консультации по подготовке ребенка к школе,
  • Разные совместные подгрупповые занятия,
  • Выставка творческих работ,
  • Вечера вопросов и ответов,
  • Дискуссия,
  • Тематические конференции,
  • Различные родительские клубы
  • Праздники для семей,
  • Совместная деятельность с отцами детей.
Хочется обратить внимание на некоторые групповые формы работы с родителями:
Вечера вопросов и ответов лучше проводить с привлечением психологов, юристов, врачей, и других специалистов с учетом тематики и возрастных особенностей детей.
Дискуссия- обмен мнениями по вопросам воспитания, одна из интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Дискуссия позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем, касающихся воспитания детей
Такая форма как тематические конференции по обмену опытом семейного воспитания вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической ответственности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба: вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч- добровольность и взаимная заинтересованность.
Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь к воспитательной деятельности их в группе, повысить роль в воспитании детей. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, собрания, например, «Роль отца в воспитании детей» и др.
Также формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВНы итд
Широкое распространение должны получить семейные праздники и фестивали : «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», « День мальчиков», «День девочек», или «День моего ребенка», «День взаимного благодарения», игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», « Конкурс отцов и сыновей» итд.
А также совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности: благоустройство и озеленение участков, посадка аллей, выставок « Мир наших увлечений» и изготовление « Портфолио дошкольника, «Коллажи интересов»
* Портфолио дошкольника- это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.
Примерное содержание разделов портфолио:
Раздел 1 «Давайте познакомимся».
Фото. Фамилия, имя ребенка.
Номер группы.
Рубрика: « Я люблю……», « Мне нравится…», « Обожаю, когда…».
Раздел 2 « Я расту»
Антропометрические данные ( в художественно- графическом решении)
« Вот я какой!», « Я вырос! », « Я большой!» итд.
Раздел 3 «Портрет моего ребенка».
Сочинение родителя о своем малыше.
Раздел 4 « Я мечтаю…»
Высказывания самого ребенка: « Я мечтаю о ….», « Я бы хотел стать….», « Кем и каким я буду, когда вырасту…», « Мои любимые дела, игры, игрушки….».
Раздел 5 « Вот, что я могу!»
Образцы творчества детей ( рисунки, рассказы, книги- самоделки).
Раздел 6 « Мои достижения».
Грамоты, дипломы.
Эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями ребенка.
* «Коллаж интересов».
На листе ватмана или куске обоев изображается силуэт ребенка, на котором он рисует по своему желанию лицо, прическу, одежду ( можно с помощью родителей). Далее к рисунку крепятся следующие детали:
Мои любимые песни- название и автор песен ( или исполнителей их) пишутся на цветных полосках и приклеиваются в виде сережек- мобилей на уши.
Мои любимые мультфильмы — рисуют на листах бумаги ( или вырезать персонажей из картинок) в форме очков, подписываются и закрепляются на голове силуэта в виде очков, поднятых, как обруч.
Мои любимые книжки- рисуются в виде маленьких книжек, подписываются (названием, автор), складываются в сумочку и приклеиваются к руке.
Мои любимые игрушки- рисуются или вырезаются из журналов и наклеиваются вокруг силуэта.
Мои друзья- изображаются портреты на маленьких сердечках, подписываются и вкладываются в кармашек в виде сердца на груди силуэта.
Мое любимое время года- вырезается пейзаж с видом этого времени года и приклеивается на обороте листа. Можно использовать страницу большого календаря в виде рубашки.
Игры, которые я люблю- записываются по полю коллажа на свободных местах россыпью.
Коллаж подписывается фамилией, именем и отчеством ребенка.
Таким образом, творческая совместная деятельность по обновлению системы педагогического просвещения в ДОУ поможет родителям утвердиться в правильности приемов домашнего воспитания, пересмотреть свои взгляды на полноценное развитие личности ребенка. Систематическая работа с родителями повысит их интерес к педагогическим знаниям, увеличит их активность.

Made on
Tilda