ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Close

Мороз Ирина Евгеньевна

Учитель – логопед логопедической группы № 7
в ГБДОУ д/с 49 с 1985 года.



Работать в детском саду начала с 29-го июля 1985 года. В настоящее время педагогический стаж составляет 35 лет. Общий трудовой стаж 40 лет. Имеет два средних – специальных образования и одно высшее. В 1981 году окончила с красным дипломом музыкальную школу № 2 в городе Кировабаде (Азербайджан) по специальности руководитель музыкальных кружков. В 1987 году – педагогическое училище № 5 города Ленинграда по специальности воспитатель детского сада. В 2008 году окончила с отличием дефектологический факультет Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина по специальности “логопедия”. С 1999 по 2008 год (9 лет) отработала воспитателем логопедической группы. С октября 2008 года по настоящее время работает в должности учителя – логопеда логопедической группы № 7. Имеет высшую квалификационную категорию. За многолетнюю добросовестную работу награждалась грамотами Администрации Красносельского района, медалью “За добросовестный труд” III степени.
После окончания высшего учебного заведения постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, обучаясь на городских и районных курсах повышения квалификации, участвуя в работе районных, городских семинаров для учителей-логопедов, посещая открытые уроки и мероприятия в школах № 200, № 247, № 394, в гимназии № 369.

В профессиональной деятельности использует традиционные и инновационные программы, технологии и методические разработки:
— Программа коррекционного обучения для детей с нарушением речи Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.
— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР Н.В. Нищевой.
— Обследование и комплексная диагностика по методике Р.И. Кирьяновой.
— Логопедический массаж по методике Блыскиной И.В.
— Образовательные технологии: игровые технологии в логопедической коррекции речевых нарушений; технологии речедвигательной ритмики; технологии коррекции психомоторного развития; информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Кроме этого Ирина Евгеньевна активно использует методику ТРИЗ, мнемотехнику, наглядное моделирование, психогимнастику, логоритмику, ниткографию, бисероплетение, сказкотерапию, артикуляционные, пальчиковые гимнастики, традиционные и нетрадиционные дыхательные гимнастики (по Стрельниковой, Толкачеву, Бутейко), все виды логопедического массажа.
После окончания курсов повышения квалификации в 2017 году Мороз И.Е. ввела в свою практику инновационную технологию “Педагогическая мастерская”.
Перечисленные выше методики и технологии, позволяют получить высокие результаты в речевой коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов показывает, что более 90% детей логопедической группы № 7 выпускаются в школу с чистым звукопроизношением и высоким уровнем речевого развития.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Артикуляция (arthr) – движение, двигаться,двигательные возможности.
Цель артикуляционной гимнастики – развитие речедвигательных возможностей ребенка.
Задача: улучшение моторной функции речевого аппарата.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннерва-
цию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
  • подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательные упражнения и игры
проводятся для развития правильного
физиологического (диафрагмального)
дыхания. Это предполагает развитие
длительного плавного выдоха, развитие
глубокого вдоха и выдоха.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Известно, что формирование речи ребенка совершенствуется под влиянием мпульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Для этого используются различные пособия: прищепки, нитки бус, контейнеры с крупой, счетные палочки, массажеры, шарики Су-Джок.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ

(динамические паузы)
Проводятся логоритмики, подвижные игры с мячом, кубиком, игры на координацию речи с движением.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
На индивидуальных занятиях учитель-
логопед занимается постановкой,
закреплением и автоматизацией
поставленных звуков; формированием
и развитием фонетико-фонематических
процессов; развитием связной речи.
А также развитием мелкой моторики рук.
Все вышеперечисленные логопедические приемы, а также обучение детей основам грамоты, осуществляется на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОНР К ШКОЛЕ.

Основной целью коррекционно-развивающего обучения дошкольников с тяжелым нарушение речи в подготовительной логопедической группе является выпуск детей в школу с чистым звукопроизношением и высоким уровнем речевого и интеллектуального развития.
Содержание направлений коррекционно-развивающей работы учитывает требования ФГОС и включает в себя следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие
— познавательное развитие
— речевое развитие
— физическое развитие
— художественно-эстетическое развитие.
Реализация содержания образовательных областей осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности с использованием различных технологий:
  • игровые технологии в логопедической коррекции речевых нарушений;
  • технологии речедвигательной ритмики (логоритмика);
  • технологии коррекции психомоторного развития;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.
Основная цель коррекционно-развивающей работы в области “Речевое развитие” — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражение ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа, необходимые для успешного обучения в школе.
Задачи речевого развития:
  • Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, фонематического, лексического, грамматического;
  • Формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.
Развитие словаря.
Предполагает овладение словарным запасом и составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
— развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
— обучение правильному звукопроизношению;
— восприятие орфоэпической правильности речи;
— овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп речи, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи.
Предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам,
числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение различных типов
словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи.
Включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, пользоваться разнообразными языковыми средствами.
Монологическая речь – более сложная форма речевого общения. Дошкольник учится слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Развитие фонематического восприятия.
— Подразумевает формирование понятий звук (гласный, согласный, согласные звуки твердые — мягкие, звонкие — глухие).
— Совершенствование умения различать звуки, выделять их из ряда звуков, из слова, подбирать слова на заданный звук, дифференцировать гласные и согласные звуки.
— Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза закрытых, открытых слогов, слогов со стечение согласных, слов из трех звуков с постепенным увеличением количества звуков в слове.
Сформированность фонематического восприятия способствует правильному усвоению и различению букв, обозначающих фонетически близкие звуки, а сформированность фонематического анализа структуры слова является важным условием нормального овладения процессом чтения и письма.
Ознакомление с художественной литературой.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, т.к. стимулирует овладение детьми связной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
Обучение элементам грамоты.
Обучение основам грамоты в подготовительной группе проводится как отдельное занятие. А также при планировании, в каждое логопедическое занятие включаются задания, дидактические игры и упражнения на профилактику дисграфии и дислексии.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических процессов и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Профилактикой дисграфии и дислексии в логопедической группе занимаются логопед, воспитатели по заданиям логопеда, родители привлекаются по их собственному желанию или личной просьбе.
Виды заданий, игр и игровых упражнений на профилактику дисграфии и дислексии.
  • Игры и игровые упражнения по фонетике и фонематике;
  • Задания на развитие зрительного и слухового восприятия;
  • Задания на развитие графомоторных навыков;
  • Работа в тетрадях в крупную клетку, прописях и т.д.
Вывод: Представленная система работы с детьми с ТНР в подготовительной логопедической группе позволяет решать задачи по подготовке воспитанников к обучению в массовой школе и дает хорошие результаты в дальнейшем обучении детей.
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ (ЗЕРКАЛЬНОЙ) ДИСГРАФИИ
В подготовительной логопедической группе детского сада комбинированного вида проводятся занятия по обучению детей элементам грамоты. Работая в тесной связи с учителями массовой начальной школы, учитель-логопед дошкольного учреждения понимает, что нельзя недооценивать важность таких занятий, т.к. на них у детей с речевыми нарушениями формируются навыки дальнейшего успешного овладения чтением и письмом. Однако мы сталкиваемся с тем, что нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Чем раньше будет начата работа по профилактике этих нарушений, тем успешнее они будут преодолены.
Коррекционная логопедическая работа по профилактике дисграфии, в том числе зеркальной, как разновидности оптической дисграфии, должна планироваться с учетом понимания этиологии и механизмов нарушения.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Нарушения в работе одного или нескольких анализаторов приводят к дисграфии и другим нарушениям. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, задержкой созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Они, как правило, связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма, с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, неблагоприятными внешними факторами, педагогической запущенностью в семье.
У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Однако у детей-дошкольников еще недостаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, “физиологическими”. И это необходимо учитывать логопедам, знать родителям.
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Нарушения письма при оптической дисграфии:
а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешение графически сходных букв.
Зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии. Оно выражается в зеркальном написании букв, письмо справа налево у правшей и слева направо у левшей при органических повреждениях мозга.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Методы и приемы логопедической работы по устранению оптической дисграфии.
Основной задачей логопедической работы по коррекции оптической дисграфии является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование процесса письма. Так, поскольку механизмом оптической дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций, то в связи с этим в процессе логопедической работы осуществляется развитие этих функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, то и в профилактике оптической дисграфии широко используются дидактические игры, упражнения, графомоторные задания в игровой форме.
“Угадай и назови буквы” (буквы разного размера, написанные разными шрифтами);
“Прочитай слова” (слова написаны стилизованными буквами и разными шрифтами);
“Назови похожие буквы” (таблицы со сходными по начертанию буквами);
“Зачеркни неправильно написанные буквы” (правильно написанные и написанные зеркально);
“Соедини линиями одинаковые буквы”;
“Пары букв” (правильные и зеркально написанные);
“Допиши недостающие элементы букв”;
“Угадай буквы, написанные пунктиром”;
“Угадай зачеркнутые (зашумленные) буквы”;
“Буквы поссорились” (пары букв, которые пишутся в разные стороны);
Детям очень нравятся игры и задания на развитие сенсорных способностей, тактильных ощущений:
— ребенок с повязкой на глазах на ощупь определяет и называет буквы пластмассовой, деревянной, магнитной азбуки, буквы из спичек, из бархатной и наждачной бумаги, наклеенные на дощечках;
— игры с буквами на липучках на ковролине;
— выкладывание букв из счетных палочек, мозаики, магнитных геометрических форм;
— лепка букв из пластилина, глины, теста;
— оттиски букв из гипса;
— выкладывание букв из гороха, фасоли, крупы, природных материалов на пластилиновом фоне.
С большим удовольствием дети играют в пальчиковый театр с изображением букв, цифр.
Хорошо работает прием очеловечивания букв “Живые буквы”, изготовленные в виде театра-варежки, театра Бибабо, театра медалей. Детям предлагается самим придумать сюжет рассказа, сказки о приключениях букв.
ВЫВОД.
Регулярное и систематическое использование перечисленных приемов по профилактике оптической дисграфии способствуют формированию навыка правильного письма букв.

Мнемотехника в работе учителя-логопеда.

В настоящее время учителя-логопеды, работающие в детских садах, в своей работе используют различные образовательные технологии. Все логопеды сталкиваются с тем, что почти все воспитанники с общим недоразвитием речи страдают нарушением памяти и других психических процессов. Для развития этих психических процессов используется технология “мнемотехника”.
Мнемотехника (механизм для запоминания) появилась в др. Греции в 469 г. до н. э.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Для успешного использования мнемотехники логопед должен быть знаком с видами памяти: эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая, вкусовая, тактильная, образная, словесно-логическая, которая формируется к 10 годам.
Основные виды памяти: кратковременная и долговременная.
У детей с ОНР дошкольного возраста оба вида памяти развиты недостаточно, поэтому задача логопеда и воспитателей группы развить кратковременную память и способствовать переходу кратковременной памяти в долговременную. Механизм перехода – это выработка стереотипов, понимание и актуализация имеющихся у детей знаний.
Цель технологии – выработать у дошкольников приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации, запоминанию полученной информации.
Задачи технологии:
  1. Развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышление, воображение) на основе овладения приемами рацио -, мнемо -, эйдотехник.
  2. Развитие речи:
— увеличение словарного запаса;
— умение связно говорить, составлять рассказ;
— воспитание звуковой культуры речи;
— развитие навыков грамматики и грамотности;
— запоминание стихов с двух – трех прочтений.
  1. Развития навыков чтения.
  2. Ознакомление с окружающим миром.
  3. Овладение навыками математических операций (профилактика дискалькулии).
  4. Развитие моторики, конструирование, развитие графомоторных навыков.
  5. Развитие сенсорных возможностей, психической саморегуляции.
Используя мнемотехнику логопеду необходимо учитывать особенности развития памяти детей с речевыми нарушениями и трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе по развитию речи детей.
Ошибки при передаче информации, которые допускают дети:
— замена слов;
— пропуск информации;
— неточность в передаче смысла;
— домыслы и фантазии.
Трудности эффективного слушания:
— отключение внимания;
— высокая или низкая скорость умственной деятельности;
— апатия к чужим мыслям;
— избирательность внимания;
— потребность реплики.
Особенности слушания детей.
  1. Слушание – сопереживание.
  2. Дети слышат слова, но не слушают.
  3. Слушание с временным отключением.

В практической деятельности логопеда эффективно используются основные методы мнемотехники:
— метод сюжетного способа запоминания информации;
— метод ассоциации;
— метод размещения;
— метод воображения;
— составление коллажа;
— работа с мнемотаблицами.
Метод сюжетного способа запоминания
Используется для запоминания предметных картинок, открыток, обогащение и актуализации словаря, формирования обобщающих понятий.
Игры на ассоциативное мышление
  1. Разгадывание рисунков-загадок (каракули).
  2. Составление цепочек ассоциаций (программа – рабочая программа – программа передач – компьютерная программа, учебник).
  3. Поиск недостающих ассоциаций (утро – завтрак – еда, лифт – движение – автомобиль).
  4. Подходящие ассоциации (белый, легкий — …… снег, пух и т.д.).
  5. Необычные ассоциации (русский поэт — … Пушкин, “Сказки”, стихи, Лицей, дуэль).
Метод работы с открытками
Цель: развитие ассоциативных связей.
Задачи: актуализация словаря, установление ассоциаций, развитие кратковременной памяти.
Метод размещения – коллаж
Используется для подачи нового материала, обобщение материала.
Методика: даем готовый коллаж или составляем коллаж вместе с ребенком. Используется разные изобразительные техники: рисование, аппликация, использование гладких и шершавых поверхностей.
Метод мнемотаблиц
Виды: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы с разным количеством клеток, разными способами и направлениями графической зарисовки. Используются для заучивания стихов, текстов песен, пословиц, поговорок; составления описательных, творческих рассказов, рассказов по серии картин.
Организующие схемы: запоминание цветов “Радуга”; запоминание дней недели по косточкам пальцев; по стихотворению “Муха-чистюля” с использованием картинок-опор, перекодирования; запоминание месяцев по стихам и мнемотаблицам и т.д..

Made on
Tilda